Сегодня наша статья будет посвящена электронному коммутатору в системе электронного зажигания, благодаря которой внутри двигателя постоянно вспыхивает пламя.
В настоящее время применяются бесконтактные системы зажигания. Разумеется, что они выполнены на электронной основе. Контакты уже не в состоянии обеспечить надёжную работу двигателя при 6000 оборотах в минуту. При такой скорости контакты уже не успевают смыкаться. Мощность искры падает. В бесконтактных системах зажигания подобные проблемы не встречаются. В прошлых номерах был описан узел датчика-распределителя, в старых книгах называемым трамблером. Энергия искрового разряда в полтора - два раза выше, чем в батарейных системах зажигания. Благодаря этому автомобиль легче заводится, имеет меньше токсичность и расход топлива. Двигатель может развивать большую частоту вращения. Вот и всё отличие, причём принципиально новый узел - коммутатор. О нём то и стоит вести речь, поскольку качество работы зависит от марки коммутатора. В качестве примера рассмотрим системы электронного зажигания автомобилей двух марок - ГАЗ и УАЗ.
Коммутатор является усилителем электрического сигнала от датчика и одновременно с этим он обеспечивает питание катушки зажигания. Как только от датчика поступает импульс тока, коммутатор прекращает подавать ток на первичную обмотку катушки. При этом во вторичной обмотке возникает высоковольтный импульс тока. На свече зажигания при этом проскакивает искра, воспламеняющая смесь бензина и воздуха.
Зажигание УАЗ всех моделей
Рисунок 1. Коммутатор 13.3734 для автомобилей УАЗ
а - общий вид блока;
б – электрическая схема коммутатора.
|
Система зажигания автомобилей УАЗ состоит из датчика распределителя (трамблёра) 33.3706 или 19.3706, катушки зажигания Б-116, добавочного резистора 14.3729 (вариатора), коммутатора 13.3734, свечей зажигания А11, и аварийного вибратора 5102.3747, о котором более подробно расскажу несколько ниже. На рисунке 1 показана функциональная схема системы зажигания УАЗ.
Наиболее интересен коммутатор автомобилей УАЗ тем, что имеет несколько совершенно уникальных характеристик. Я бы предпочёл его "Волговскому", тем более что такая замена возможна. УАЗовский коммутатор обладает следующими отличительными свойствами:
1. При вращении коленвала с частотой менее 500 оборотов в минуту сигнал на выходе датчика изменяется не очень быстро. Такой режим имеет место при запуске двигателя стартером. Схема коммутатора построена таким образом, что в этом режиме на свече вместо одной искры проскакивает много искр. Многоискровое зажигание на УАЗах позволяет легче заводить двигатель на морозе. Вот Вам отчасти и разгадка, почему "Волга" заводится хуже УАЗов на морозе (впоследствии будет рассказано и об отличиях стартеров этих моделей и многом другом, что дает плюсы УАЗовскому мотору УМЗ-4178 перед ЗМЗ-402).
2. При напряжении в бортовой сети более 16 вольт (например - сгорело реле-регулятор) коммутатор УАЗа произведёт аварийное отключение зажигания. Такая мера позволяет сберечь дорогую аккумуляторную батарею от разрушения. А мне известен случай, когда при этом у автовладельца «Волги» сгорела дорогая магнитола. Был бы у него коммутатор от УАЗа, - ничего бы не случилось.
Зажигание ГАЗ-3110
На автомобилях "Волга" ГАЗ-3110 применяется блок электронного зажигания 131.3734, 90.3734 и 94.3734 (Рисунок 2). Эти блоки практически идентичны друг другу и отличаются лишь заводом-изготовителем. Особенность блока электронного зажигания заключается в применении микросхемы КР1055ХП1. Такое усложнение даёт несколько преимуществ в работе блока, хотя многоискрового зажигания при запуске уже нет:
1. Происходит автоматическая стабилизация силы тока в цепи катушки зажигания на уровне 7-9 ампер. Благодаря этому вариатор в системе зажигания не нужен. Роль добавочного сопротивления исполняет транзистор VT1, находящийся внутри коммутатора 90.3734, 94.3734 и 131.3734.
2. При заглохшем двигателе микросхема выжидает в течение 1-3 секунд. Если повторного запуска не происходит, то отключается цепь катушки зажигания. Мне известно немало случаев, когда в системе зажигания предыдущих моделей автомобилей в таких ситуациях сгорала катушка зажигания от перегрева, либо разряжалась батарея.
На "Волге" и на УАЗе стоят одинаковые катушка зажигания Б-116 и датчик 33.3706. Некоторые модели ГАЗ-3110 комплектуются катушками зажигания 3122.3705, которые в сборе взаимозаменяемы. Если на "Волгу" поставить коммутатор от УАЗа, то тогда потребуется установить добавочный резистор 14.3729 в соответствии со схемой электрооборудования УАЗа.
Напоследок совет о том, чего не следует делать. Нельзя подводить напряжение к коммутатору, включать зажигание и вращать вал двигателя стартером, если высоковольтные провода катушки зажигания отключены от свечей или искрового разрядника. Когда искровой разряд не может снять энергию с катушки зажигания, - это чревато либо пробоем катушки, либо пробоем коммутатора зажигания. Если вы проверяете наличие искры в системе зажигания, то уж постарайтесь приблизить высоковольтный провод к массе автомобиля.
Так что не стоит бояться электроники на автомобиле! Даже имеет смысл поставить электронное зажигание взамен устаревшего батарейного. Двигатель будет работать устойчивее, легче "раскручиваться" до больших оборотов. Впрочем, для тех, кто хочет получить больше полезной информации, могу посоветовать приобрести соответствующие книги. Легко читающиеся и толково написанные книжки небольшого формата всегда будет полезно иметь под рукой наряду с запасными частями. Именно это и учитывает администрация магазина "Святослав" в своей продуманной торговой политике.
Литература
1. Кальмансон Л.Д., Пелюшенко О.И. Электрооборудование автомобиля ГАЗ-3110 "Волга" -М.:Издательство"Колесо" 1998. -160 с.
2. Литвиненко В.В. Электрооборудование автомобилей УАЗ. Устройство, поиск и устранение неисправностей - М.: Издательство "За рулём", 1998. - 160 с.
Автор выражает признательность магазину "Святослав"
за предоставленные справочники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий